Последние новости Иваново и Ивановской области

Моё ИВАНОВО
Центральный новостной портал Ивановского региона

Самое читаемое

Обнаружен поддельный мессенджер Viber, ворующий фото и документы

Создатели этого приложения идеально сымитировали настоящий Viber, в частности, у него стоит значок "Выбор редакции", указано более 500 миллионов загрузок, а также средняя оценка пользователей (4,3 балла)...

Читать подробнее...
 

Комсомольск

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОЙ И СКОРБЯЩЕНСКОЙ ЦЕРКВЕЙ С. СОТНИЦЫ Храмовый комплекс с.Сотницы находится на крутом правом берегу р.Уводь на окраине села, которое до образования Ивановской обл. входило в состав Нерехтского уезда Костромской губернии. Большая часть села расположена на другом берегу Уводи и лишь небольшой посад вытянулся вдоль дороги, пересекающий реку, на запад от церквей. Жилые дома занимают также территорию между храмовым комплексом и рекой. Не исключено, что некогда это была одна усадьба, принадлежавшая церковному причту или мельнику. Почти вплотную к этим домам подходит обширный омут перед мельничной плотиной. Сама мельница сломана и на ее месте выстроена баня. Территория церковно-приходской школы прямоугольная в плане и обсажена еловыми деревьями, занимает участок на восток перед комплексом. Обе церкви поставлены почти по одной оси - восток-запад, но из-за того, что сами они по-разному ориентированы, их объемы воспринимаются как далеко отстоящие друг от друга, что характерно для такого рода постановки культовых зданий в окрестных селах. Между церквями некогда существовало кладбище, часть надгробий с которого сброшено под обрыв к реке. При приспособлении обеих церквей под хозяйственные нужды сильно пострадали не только сами здания, но и территория. Церковь Всех Скорбящих была обстроена производственными помещениями с высокими металлическими трубами котельни, на месте кладбища с севера от здания выкопали обширную сбросово-отстойную яму, с юга устроили авторемонтные помосты, а с востока - подсобные помещения и трансформаторную будку. Вокруг церковно-приходской школы в разные годы были частично вырублены деревья. Все эти переделки сильно исказили панораму храмового комплекса. * * * УСПЕНСКАЯ церковь, построенная в 1783 г., служила холодной (летней) церковью Сотницкого прихода. Теплым (зимним) храмом в ней долгое время, по-видимому, оставался южный придел, сохранивший свое название вплоть до освящения теплой (зимней) церкви, получившей то же самое наименование, что и придел, а последний был переосвящен в Георгиевский. Судя по сохранившимся иконам, фрагментам иконостаса и клеевой живописи, последний крупный ремонт делался в 1880-1890-е гг. В 1930-е гг. церковь была закрыта, при снятии колоколов разобрали одну из восьми опор шатра. Главы на церкви и карнизы разрушены в разное время. Из икон и деталей иконостаса сделали закрома для зерна. Успенская церковь - распространенный в окрестных селах вариант культовой постройки, у которой композиция, объемно-пространственное построение и декорация продолжают сохранять традиционные черты архитектуры предшествующего столетия. Здание кирпичное. Фасады были неоднократно покрыты побелкой с добавлением различных красителей (желтого, голубого, розоватого; последний слой - белый). Внутри стены оштукатурены и расписаны в клеевой технике в 1880-1890-е гг. Храм - двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, на котором установлено традиционное декоративное пятиглавие. Сохранились лишь барабаны (главы утрачены). Центральный украшен аркатурным пояском, а его постамент оформлен декоративными кокошниками. Угловые барабаны - гладкие, с многообломными карнизами. Пояс декоративных кокошников, почти утративших свое древнее очертание и превратившихся в округлые нишки, украшает и карниз четверика, широкой лентой опоясывая его вместе с поясом из поребрика и многообломных профилей по периметру. Мотив поребрика в свою очередь повторяется на карнизе трапезной, апсиды, в декоративных поясах колокольни и, наконец, отмечает линию цоколя здания. Другими традиционными мотивами декорации остаются обрамления наличников окон верхнего света на четверике и обработка углов полуколонками в уровне верхнего яруса, тогда как наличники окон нижнего света «с ушами» и капельками у апсиды, трапезной, придела и рустованные лопатки в этом уровне - детали типичные для строительства середины - второй половины ХVIII столетия. Апсида внутри перекрыта конхой с распалубками над окнами. Перекрытие же трапезной и придела очень необычно. Это своеобразный набор различных систем сводов, достаточно произвольно соединеных в одно целое. Отдаленно напоминая своды монастырских трапезных, опирающихся на столб в центре, конструкции их содержит элементы лотковых и коробовых оводов с распалубками. Колокольня с трапезной соединена обширным притвором, тонкие стенки которого производят впечатление сделанных позже. Однако это впечатление обманчиво, хотя в местах примыкания к колокольне и трапезной кое-где имеются трещины. (Кирпич одинаковый, ход на колокольню по деревянной лестнице из притвора, кирпич перевязан). Притвор перекрыт плоским потолком. Высокая столпообразная шатровая колокольня имеет массивное квадратное основание из четырех рустованных снаружи пилонов, с проходом с запада и с севера. С юга - декоративный портал. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом. Внутри восьмигранного столпа, оформленного снаружи лопатками, перекрытия деревянные, наполовину разрушены. Шатер прорезан по граням тремя ярусами слухов, завершен тонким барабаном с главой. Композиция колокольни и ее объемы - наиболее традиционная часть здания, что характерно для большинства окрестных построек. Сохранившаяся живопись в храме и трапезной малоинтересная, на евангельские сюжеты, тогда как иконы, использованные на закрома, несмотря на свое позднее происхождение, выполнены в традициях иконостасов ХVI-ХVII столетий, с ковчегами, с локальными цветовыми пятнами одежд святых и с охристыми тонами рук и ликов. Полы деревянные. Все пространство разгорожено на отдельные клетушки для закромов. Окна зашиты тесом. В интерьере темно. На окнах - решетки с ромбовидным рапортом. * * * СКОРБЯЩЕНСКАЯ церковь, построенная в 1820 г., служила теплой (зимней). В конце XIX в. ее трапезная была расширена; с севера и юга пристроены приделы - Ильинский и Богоматери Неопалимой Купины. Она была закрыта одновременно с Успенской. В 1940-е гг. ее приспособили под спиртовой завод, затем переоборудовали под завод пищевых кормов и в 1970-х гг. - под крахмально-паточный. У церкви Всех Скорбящих Радость из-за значительных перестроек, утрат и обстроек сильно изменен внешний вид. Вероятно, первоначально композиция здания складывалась из четверика храма, перекрытого сомкнутым сводом и увенчанного одной главой, прямоугольной в плане апсиды, равновеликой по ширине и длине трапезной, и притвора. После того, как трапезную расширили и она стала двустолпной с двумя приделами, закрывшими часть фасадов храма, возможно, был подложен аттиковый ярус четверика храма выше его фронтонов и повышен подъем кровли. Неясным остаются также завершение притвора и декорация восточного фасада апсиды. Здание кирпичное, снаружи несколько лет назад было побелено, поэтому первоначальная побелка или покраска не видны. Односветный четверик храма со скругленными углами с трех сторон оформлен фронтонами, выше которых поднимается аттик, поле которого расчленено тягами на прямоугольники. Четвертая сторона аттика, над крышей трапезной - гладкая. Углы четверика обработаны пилястрами, окна - в обрамлении рамочных наличников и над ними полуциркульные ниши. Прямоугольная апсида, как и храм, - со скругленными наружными углами; декорация наличников, вероятно, была такой же, что и у храма. Внутри помещение перекрыто полулотковым сводом. Восточные и северные окна заложены. С храмом апсида соединена тремя проходами. Трапезная двустолпная. Своды с распалубками опираются на подпружные арки. Над окнами небольшие распалубки. Наружная декорация повторяет мотивы убранства классических и барочных построек. Так, например, полочки над окнами, карнизы с мутулами, тройные окна по центру - напоминают приемы убранства в классических постройках, а мелкая рустовка пилястр и наличники окон «с ушами» - восходят к барочным образцам. Об убранстве фасадов притвора судить трудно, т.к. часть его декора сбита и только прием окружения углов, напоминающий окружение у храма и апсиды, позволяет считать ее построенной одновременно с последними. В притворе потолки подшиты. В интерьере ничего не сохранилось. Стены оштукатурены. Полы цементные. В полу устроены глубокие оцементированные ванны. Весь интерьер разгорожен машинами и оборудованием для производства патоки и крахмала. Столярка на окнах новая. Территория вокруг сильно захламлена. * * * ШКОЛА церковно-приходская построена в конце XIX - начале XX в. Заказчиком, по-видимому, был церковный приход. Здания, подобные этому, широко распространены в окрестных селах и, как правило, большинство из них используются под школы. При приспособлении части помещений под жилье для учителей к зданию был пристроен деревянный досчатый тамбур, а при очередном ремонте - крыльцо. Крыша несколько лет назад покрыта кровельным железом и окрашена. Вокруг участка школы и при подъезде к ней были посажены деревья, часть из которых погибла, а часть вырубили. Здание кирпичное, побеленное, в плане прямоугольное. Дом поперек разделен двумя параллельными кирпичными стенами на три помещения - коридор и классы. По-видимому, коридор был сквозной, а помещение с восточной стороны здания делилось на два, в одном из которых жил учитель. Школа отапливалась печами. Часть окон заложена, но они хорошо читаются снаружи и внутри. Полы деревянные, крашеные. Потолки плоские деревянные, подшивные. Снаружи углы дома усилены лопатками, такие же лопатки на фасаде отмечают место примыкания поперечных стен. Оконная столярка почти вся новая. * * * Ансамбль Успенской и Скорбященской церквей с церковно-приходской школой как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на гос.учет в 1974 г. В настоящее время церковные здания используются в хозяйственно-производственных целях. Общее состояние их конструкций в целом удовлетворительное, однако единства комплекса как архитектурной единицы уже не существует из-за многочисленных перестроек и утрат. АНСАМБЛЬ ТИХВИНСКОЙ И БОГОЯВЛЕНСКОЙ ЦЕРКВЕЙ С.СВЕТИКОВО До образования Ивановской обл., с.Светиково входило в состав Суздальского уезда Владимирской губернии. Исторические сведения о нем восходит к первой половине ХVI в., когда оно принадлежало Светиковым и было пожертвовано суздальскому Спаса-Ефимьеву монастырю. Вотчиной монастыря село оставалось до 1764 г. В 1804 г. вместо обветшалой деревянной церкви на средства прихожан была заложена каменная Тихвинская церковь, освященная в 1813 г. В 1864 г. заложили вторую каменную (теплую) церковь, строившуюся также на средства прихожан до 1870 г. Она была освящена в честь Богоявления Господня. Во второй половине ХIХ в. здания обнесли каменной оградой. Церкви принадлежали также каменные здания народного училища, сторожка и две лавки. Ансамбль расположен на обширной площади, замыкая выезд с юга в село, вытянувшееся вдоль дороги. С востока и севера площадь ограничена жилыми домами. Западной границей является дорога с жилой застройкой по левой стороне напротив комплекса, (севернее площади дома расположены по обе стороны дороги). К юго-западу - небольшой копаный пруд. Богоявленская церковь выстроена ближе к северной границе площади; к югу от нее, метрах в двадцати - Тихвинская церковь. Сторожка находится к северо-западу от Тихвинской церкви и входила в линию ограды, некогда окружавшей храмовый комплекс. * * * ТИХВИНСКАЯ церковь - кирпичная, с известковой обмазкой, побелена. Композиционно-пространственная структура в достаточной мере традиционна и восходит к постройкам ХVIII в. В декоративной обработке фасадов использованы мотивы архитектуры классицизма. Храм типа «двусветный четверик», перекрыт четырехдольным сомкнутым сводом с круглым световым отверстием в щелыге. Увенчан пятиглавием. Барабан центральной главы световой, угловые - глухие. Главы каркасной конструкции обшиты железом. Металлическая кровля четверика повторяет форму его низкого свода. Решение апсиды необычно для Ивановской области. Алтарная часть апсиды в плане полуциркульная, перекрыта конхой, помещения дьяконника и жертвенника - прямоугольные. Жертвенник перекрыт полулотковым сводом по оси север-юг. Дъяконник отделен от алтарной части стеной с проходом. Проходы, связывающие апсиду с храмовой частью, арочные, убывающие по ширине. Центральный проем с четвертью и откосами. Кровля апсиды высокая, металлическая по деревянным стропилам и обрешетке. Трапезная в плане почти квадратная, ниже и немного уже четверика храма. Перекрыта лотковым сводом, ориентированным по продольной оси здания. С храмом соединена тремя арочными проходами с распалубками над ними, деталь почти не встречающаяся на памятниках Ивановской обл. Центральный проход наиболее широкий и с четвертями. В западной стене по оси проходов устроены ниши, в центральной - дверь в колокольню. Колокольня четырехярусная, завершенная шатром с главкой. Нижний ярус в плане квадратный, служил притвором, остальные - восьмигранные, убывающие по объему вверх. Диагональные грани меньше осевых, на ярусе звона прорезаны узкими высокими проемами. Грани шатра с двумя ярусами слухов, оформленных в виде окошек. Колокольня почти лишена декора - углы нижнего яруса обработаны филенчатыми лопатками, во втором и третьем ярусах лопатки спаренные, раскрепованные. Фасады апсиды, трапезной и в нижнем свете четверика храма украшены прерывистым ленточным рустом, имитирующим лопатки. Световые проемы прямоугольные с четвертями, обрамлены наличниками-рамками с накладными досками над окнами. Венчающий апсиду и трапезную декоративный карниз проходит и по четверику храма, отделяя нижний его ярус света от верхнего. Карниз небольшого выноса, многообломный. Ниже его проходит кирпичная, профилированная тяга, образующая вместе с карнизом декоративный пояс здания. Центр нижнего яруса четверика на северном и южном фасадах выделен небольшим фронтоном с профилированными карнизами. В тимпане на северном фасаде изображена икона Тихвинской Богоматери. Центр верхнего яруса выделен слабым выносом ризалита. Окно в нем помещено в плоскую нишу, обрамлено наличником-рамкой с треугольным сандриком. Боковые окна вместо сандрика украшены карнизиками. Углы обработаны филенчатыми лопатками. Венчающий карниз аналогичен нижнему, раскрепован на лопатках и ризалите. Боковые барабаны глав украшены ложными окнами. Живопись в интерьере сохранилась лишь на сводах храма и трапезной фрагментарно. Она поздняя, масляная, на евангельские сюжеты. В уровне пят свода храма проходит лепной карниз. Иконостас первоначальный, без икон. Полы деревянные. Окна в храме объединены вертикальными нишами. * * * БОГОЯВЛЕНСКАЯ церковь кирпичная, побеленная. Выстроена в формах «псевдорусской» архитектуры второй половины ХIХ в. Композиционно-пространственная структура здания - вариант центрического храма. В плане квадратный, четырехстолпный. Декоративное завершение храма, опиравшееся на кирпичное, квадратное в плане основание, утрачено. Декорация фасадов решена в «псевдорусском» стиле. В интерьере центральное помещение и закрестовья перекрыты низкими сомкнутыми свозами. Рукава креста - цилиндрическими. В западном рукаве креста устроены хоры. Лестница на них деревянная, винтовая. Ограждение хор оформлено точеными балясинами. Живопись конца XIX в., масляная, в плохом состоянии. По периметру здания в уровне пят сводов проходит лепной карниз с мелкой профилировкой. * * * Ансамбль Тихвинской и Богоявленской церквей как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на гос.учет в 1974 г. Оба храма были закрыты в середине 1930-х гг. и переданы по склады местному колхозу «Дружба», которые находятся здесь и поныне. Сразу же после закрытия церквей была сломана ограда, на Богоявленском храме снесено завершение и растащено внутреннее убранство. В настоящее время ансамбль находится в сильно запущенном состоянии, но конструкции обеих построек сохранились хорошо. ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С.ДМИТРИЕВСКОЕ Церковь находится в центре села. Она была построена в 1772 г. В 1840-е гг. перестроена трапезная, а на рубеже XIX-XX вв. возведены ризница и сторожка. К юго-востоку от церкви, в метрах в ста - пруд; к северо-западу проходит дорога, делающая в этом месте крутой поворот на север. Здание кирпичное, побеленное. Первоначальная композиция, возможно, имела распространенную в то время в окрестностях схему - храм с абсидой, трапезная с двумя приделами и колокольня. Это предположение подтверждает отсутствие каких-либо следов от окон на западной стене четверика. Первоначальные части здания выстроены в традициях архитектуры конца ХVII в. Подобные постройки часто встречаются среди памятников Ивановской обл., однако эту характеризует как мастерство исполнение отдельных деталей, так и стилистически - традиционная чистота отдельных декоративных форм. Стройный двухсветный четверик храма был увенчан пятиглавием, поставленным на четырехдольный сомкнутый свод. Верхняя часть стен четверика украшена стилизованными кокошниками в обрамлении поребрика, окантованного валиками. Простенки между кокошниками обработаны лопатками. Ниже проходит карниз из тройного ряда поребрика и профилированного кирпича. Углы четверика обработаны лопатками. Оконные проемы с лучковыми перемычками, обрамлены наличниками с полуколонками, перехватами-жгутами и имеют профилированные подоконники и фигурные карнизы. Размещение окон характерно для древнерусской архитектуры - они расположены в нишах, а окна верхнего света имеют внизу широкие скошенные подоконники. Окна нижнего света с деревянными подоконниками. В уровне пят свода проходят металлические связи, образующие в центре пересечения квадрат - довольно архаичный для этого времени прием крепления сводов. Полы в храме поздние, вымощены чугунными плитами 68х68 см. Живопись темперная, сочная. В уровне нижнего света композиции переписаны в конце ХIХ в. маслом. В схеме фризообразного расположения сюжетов живописи прослеживаются традиционные мотивы ростово-ярославских мастеров. Сцены отделены одна от другой и обрамлены декоративными рамами с архитектурным орнаментом, выполненным в технике гризайль. Стены расчленены живописным карнизом с архитектурным орнаментом на два яруса. Центральные части венчающего поле стен живописного карниза трактованы как выступы ризалитов. Верхний ярус северной и южной стен занимают изображения евангелистов, а в оконных откосах - фигуры святых. На западной стене в центре верхнего яруса композиция «Вознесение», по бокам от нее сцены на евангельские сюжеты. В нижнем ярусе к югу от прохода в трапезную - «V Вселенский собор на Оригена Зловещего», к северу - «VII Вселенский собор на иконоборцев». В нижнем ярусе северной и южной стен читается только композиция «Рождество Христово» на южной стене. Живопись нижнего яруса выполнена в темных тонах. Апсида немного вытянута по оси восток-запад, в интерьере просторная, хотя и перекрыта низкой ковкой. В уровне пят свода проходят металлические связи, образующие в интерьере пересечения квадрат. Живопись утрачена, полы вымощены чугунными плитами. Окна с лучковыми перемычками, деревянными подоконниками и небольшими распалубками над ними. Цоколь храмовой части невысокий, украшен поребриком, окантованным валиками. Венчающий апсиду карниз представляет собой высокий орнаментальный пояс, складывающийся из полочки, выкружки, полувала, полочки с сухариками и поребрика, окантованного валиками. Кровля поздняя, металлическая с переломом в середине ската. От первоначальной сохранились только следы примыкания к стене в уровне карниза четверика. Колокольня шатровая, ее нижний ярус служит притвором, в плане почти квадратный, перекрыт сомкнутым сводом. Выше него высокий восьмерик, перекрытый шатром. Завершение утрачено. Шатер прорезан тремя ярусами слухов. Проемы звона арочные. Арки украшены поребриком. Углы восьмерика обработаны спаренными лопатками. Восьмерик украшен двумя орнаментальными поясками. Лестница на ярус звона начиналась в западной стене нижнего яруса. На восточной грани в уровне нижнего пояска - следы от примыкания кровли старой трапезной. Существующая трапезная - двухстоланая, с двумя симметричными приделами. Перекрыта системой крестовых сводов. Живопись утрачена, кроме композиции «Вознесение» на своде северного продела. Выдержана в темных тонах, обрамлена рамой в технике гризайль. В апсиде северного придела полы вымощены керамической плиткой размером 24х24 см, положенной на кирпичное основание «елочкой». В остальных частях придела и западной части центрального прохода в храм полы деревянные. В центральном нефе трапезной полы вымощены плиткой, положенной на цементное основание. Окна, как и в старой части здания, помещены в ниши, доходящие до пола. Подоконники деревянные. В экстерьере цветовые проемы обрамлены рамочными наличниками с профилированным карнизом-полочкой. Венчающий карниз трапезной повторяет мотивы карниза апсиды. Над приделами были главы. К южному фасаду колокольни пристроена ризница, соединявшаяся с трапезной дверью с кованым полотном. Ризница перекрыта кирпичным сводом по железным балкам (гофрированный свод). К северному фасаду колокольни пристроено помещение сторожки. Потолок в нем подшивной, обит фанерой. * * * Вознесенская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос.учет в 1974 г. Она была закрыта в середине 1930-х гг. и превращена под склады местного Райпо, которые располагаются здесь и поныне. Общее состояние памятника можно оценить как удовлетворительное. ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С.АФАНАСЬЕВО Село Афанасьево входило в XIХ в. в состав Владимирской губернии Суздальского уезда. В ХVII - начале XIX столетия в селе существовало две деревянные церкви. Строительство каменной церкви было начато в 1821 г. на средства и по заказу помещицы М.И.Зайцевой, а окончено в 1829 г. В 1889 г. на пожертвования церковного старосты, купца второй гильдии г.Нерехты Костромской губернии И.И.Чиркова в трапезной устраивается третий придел в честь Казанской иконы Божей Матери. В 1896 г. на средства И.И.Чиркова в пределах теплой церкви (святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери) были сделаны новые резные, вызолоченные иконостасы. Церковь выстроена в центре села, вытянувшегося вдоль старой дороги Иваново-Ярославль. К северу от церкви - кладбище, за ним в низине протекает р.Уводь, с остальных сторон расположен луг. Здание кирпичное, побеленное. Размер кирпича 28х14х8,5(9) см. Композиционное построение церкви представляет традиционную схему - храмовая часть с апсидой, трапезная и колокольня. Роль притвора играл нижний ярус колокольни. Храм типа «двусветный четверик», перекрыт сомкнутым сводом с круглым световым отверстием в центре. Грани свода скошены, поэтому он получился восьмидольным с узкими диагональными лотками. На свод поставлен световой восьмигранный кирпичный барабан с луковичной главкой каркасной конструкции и обшитой железом. Восьмигранный снаружи барабан - круглый внутри. Переход от барабана к главе осуществлен с помощью изящной шейки каркасной конструкции. Кровля металлическая с переломом. Поле стен четверика на всю высоту украшено ленточным рустом. Углы скруглены и раскрепованы. Окна верхнего света трехстворчатые, забраны рамами с веерообразным рисунком. Северный и южный фасады четверика храма украшены четырехпилястровыми портиками. Венчающий четверик карниз, c характерным для второй четверти ХIХ в. профилем, отсекает верхнюю часть стены, создавая эффект приподнятости кровли. Наружные двери на северном и южном фасадах двухстворчатые, металлические, напоминают деревянные филенчатые двери с рисунком. Внутренние - деревянные, двустворчатые, застекленные. Живопись в интерьере храма выполнена после 1870 г., масляная. На южной стене между окнами верхнего и нижнего света помещена композиция «Вознесения Господне», на северной стене - «Преображение». Западную занимает большая композиция «Успения Богоматери». Композиции помещены в орнаментальные живописные рамы. Сюжеты росписи свода прочитать не удалось. Иконостас второй половины ХIХ в. украшен колонками с коринфскими капителями, фронтоном, карнизом с резными кронштейнами. В верхнем ярусе сохранилось несколько икон второй половины XIX в. Полы в храмовой части выстланы чугунными плитами, размером 70х70см и украшены растительным орнаментом. Апсида слегка вытянута по оси восток-запад. Восточный фасад полуциркульный. Перекрыта апсида конхой. Живопись сильно закопчена. Трапезная в плане квадратная, немного шире храмовой части. Перекрыта полулотковым сводом. Масляная живопись сильно загрязнена, так что сюжеты почти не различаются. Полы чугунные. Сохранилась изразцовая печь - на белом поле изразца синие цветы. Аналогичный рисунок на изразцах в церкви с.Филипково Комсомольского р-на, в церкви с.Парское Родниковского р-на. Кровля металлическая по деревянным стропилам и обрешетке. Над южным приделом стоит маленькая главка, устроенная, видимо, в конце ХIХ в. как и сам придел. Фасады обработаны ленточным рустом. Окна помещены в арочные ниши. Цоколь невысокий, кирпичный, нижняя его часть выполнена из кирпича, тычками наружу. На уровне верхней перемычки окон проходит кирпичная профилированная тяга - «вал», окаймленная тычками. Подоконники кирпичные. Колокольня двухярусная с полуярусом и резонатором звона. Увенчана шпилем. Нижний ярус в плане квадратный, перекрыт коробовым сводом по оси восток-запад. Лестница на ярус звона проходила в северной стене. Дверь из колокольни в трапезную железная, двухстворчатая с филенками и рисунком в них. Фасады украшены пилястрами и нишами. Углы срезаны. Стены полуяруса прорезаны полуциркульными стопами и обработаны ленточным рустом. Ярус звона высокий. Завершает его резонатор с круглыми окнами по сторонам света. В обработке фасадов второго яруса и резонатора звона использованы мотивы декора основного здания. * * * Воскресенская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос.учет в 1974 г. Она была закрыта в середине 1930-х гг. и передана местному колхозу под зерновой склад, который располагался здесь до конца 1970-х гг. В настоящее время церковь бесхозная и интенсивно разрушается, хотя основные конструктивные элементы сохранились в удовлетворительном состоянии. ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С.БЕРЕЗНИКИ Село Березники - одно из древнейших в округе. Впервые оно упоминается под 1453 г., когда княгиня Софья Витовтовна, супруга Великого князя Василия Дмитриевича, завещала его своей снохе, княжне Марье «до ее живота, а по ее животу внуку, князю Юрию Васильевичу». В ХVII-ХVIII вв. в село принадлежало Переяславль-Залесскому Данилову монастырю. В начале ХVII в. Березняки опустошили поляки и литовцы, и оно превратилось в пустошь: «в вотчине Данилова монастыря пустошь что была Березники..., а в ней место церковное, что была церковь Ивана Предтечи, а на церковной земле место попово, место понамарево, место просвирцыно...» Пустошь заселили лишь в 1770-х гг. До 1834 г. в селе церковь была деревянной. В 18З4 г. строится каменная с двумя престолами в храме и в трапезной. В 1853 г. к церкви пристраивается колокольня. Древняя деревянная церковь была сломана в 1934 г. Местные жители утверждают, что на церкви висела охранная доска, где была указана дата построения - ХVI век. Однако, судя по литературным источникам, церковь ХVI в. сохраниться не могла. Церковь закрыли в 1931 г. Деревянная состояла под охраной, каменная - нет. И там, и там были размещены склады «Заготконторы». В 1971 г. колокольню каменной церкви свалили и разобрали на кирпич. При падении колокольни, связями, заложенными в стену трапезной, был разрушен ее юго-западный угол, забранный потом тесом. Церковь стоит на южной окраине села перед въездом в него, на кладбище. Открытый равнинный пейзаж в окрестностях села позволяет видетъ церковь за несколько километров. Она построена из кирпича, связующий раствор - известь и сверху покрыта побелкой. Под побелкой местами видно несколько слоев покраски розового и светлоохристого цвета. Композиция церкви состояла из высокого двусветного четверика, увенчанного традиционным пятиглавием, апсиды, обширной трапезной, придела с северной стороны и колокольни. Несмотря на позднюю дату построения колокольни, она была столпообразной с шатровым завершением, что свидетельствует, с одной стороны, о живучести традиционных форм архитектуры в этих местах, а, с другой, - о единстве первоначального замысла, когда церковь была задумана с колокольней, но последнею не выстроили, видимо, из-за нехватки средств. (Церковь строилась на средства прихожан). Осуществить замысел удалось спустя почти двадцать лет. К колокольне с севера были добавлены помещения ризницы и притвора - с запада. Время строительства этих помещений не установлено, но, судя по тому, что стены их были толщиной в 1,5 кирпича, их можно датировать второй половиной XIX в. Высокий четверик храма завершен поясам декоративных «кокошников», сгруппированных на фасадах попарно и получивших подковообразную форму. Над ними пояс поребриков, а ниже их орнаментальный пояс так называемых «кос», характерных для древней архитектуры Пскова и нашедший сравнительно широкое применение в местном зодчестве ХVIII в. Луковичные главки на тонких круглых шейках с чешуйчатым покрытием также живо напоминает Ростово-Ярославское зодчество ХVII-ХVIII вв. Особенно интересна построение форма апсиды, которая по своему построению (полуциркульная с ризалитами) больше характерна для эпохи классицизма, а ее декорация и пропорции все еще остаются в рамках традиции. Точно такое же явление можно наблюдать и на примере одностолпной трапезной, система сводов которой восходит к палатному строению Древней Руси. Внутри сохранилась поздняя темперная живопись, по-видимому, времени строительства колокольни или даже позже. Перед тем как расписать церковь были растесаны окна. В трапезной живопись сохранилась хуже, чем в храме, где евангельские сюжеты выполнены в академической манере. Полы в церкви выстланы керамической плиткой. Кровля металлическая в плохом состоянии, местами сорвана, на сводах начали расти деревья. Кирпич наружной кладки сильно выветрился с южной стороны, где местами от него осталась лишь известковая оболочка. С юга к храму сделана деревянная пристройка. полуразвалившаяся, она лишь закрывает фасад, который в этом месте плохо просыхает. * * * Иоанно-Предтеченская церковь как памятник культовой архитектуры была выявлена и поставлена на гос.учет в 1945 г., но в 1958 г. с учета снята, в 1975 г. поставлена вновь. В настоящее время она бесхозная (с конца 1970-х гг.) и активно разрушается, особенно трапезная, которая находится уже в руинированном состоянии. МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. АРХАНГЕЛ Село Архангел - бывшая часть территории Юрьевского уезда Владимирской губернии. Прежнее название села Ново-Архангельское, которое оно получило после строительства в нем в 1815 г. церкви Михаила Архангела. До этого времени село называлось Воронцовым. Строительство церкви велось на средства и по заказу прихожан. По-видимому, в середине XIX в. была расширена трапезная, с севера и юга добавлены приделы, а по сторонам колокольни - помещения ризницы и лестницы-входа на ярус звона. Последний капитальный ремонт церкви проводился в начале XX столетия, и в это время здание стало неожиданно давать осадку, на сводах апсиды храма, в пределах и в стенах появились трещины. Для предотвращения разрушения стены снаружи стянули металлическими полосами, возможно, что и в сами стены завели дополнительные тяги. В 1930-е гг. церковь закрыли, хотя церковная утварь и иконы еще долгие годы сохранялись в ней. Вскоре после Великой Отечественной войны были разобраны на кирпич боковые приделы, притвор, трапезная, ризница и помещение для лестницы-входа. Колокольня сохранялась вплоть до 1960-х гг. К этому времени она пришла в аварийное состояние и ее также разобрали на кирпич. Сейчас уцелели лишь апсида, собственно храм и первоначальная трапезная. Вокруг церкви существовала каменная ограда, которую, вероятно, разобрали одновременно с трапезной. Михаило-Архангельская церковь стоит почти в центре некогда обширного села. Сейчас в нем стало значительно меньше домов, чем нарушилась его планировка и поэтому само здание церкви оказалось несколько на отшибе. Вокруг церкви было кладбище, от которого уцелели лишь могильные холмики да несколько сваленных и разбитых памятников. Равнинный безлесый пейзаж окрестностей села, обширные заболоченные низины при подъезде к нему позволяют видеть церковь, несмотря на ее незначительную высоту, за несколько километров. Здание церкви кирпичное, первоначально побеленное, позже неоднократно окрашивалось в разные светлые цвета. Размер кирпича - 29(30)х14х8(8,5) см. В кирпичную кладку стен заложены местами большие валуны так, что их совсем не видно снаружи. (Валуны обнажились там, где кладка обрушена). Такого рода кладка, по-видимому, применялась очень редко местными артелями каменщиков. Любопытно также, что само здание церкви очень небольшое, а его композиция и декорация сохраняют настолько много архаичных черт, что строительство церкви легко можно отнести к 1770-80 гг., тогда как из литературных сведений известно, что оно построено в 1815 г. Сохранение традиционных черт ХVII-ХVIII вв., типичное явление для местного зодчества, здесь проявилось наиболее отчетливо. Первоначальная композиция церкви представляет одноглавый храм с граненой апсидой и трапезной, поставленными по одной оси. С запада была отдельно стоящая колокольня, соединявшаяся с храмом притвором и, по рассказам местных жителей, завершавшаяся шатром. Была ли колокольня построена одновременно с храмом или это один из строительных периодов, остается неясным. Судя по штрабе в местах примыкания притвора, она могла быть одновременной, что, несомненно, усиливало традиционные черты композиции. Храм - двусветный четверик перекрытый сомкнутым сводом с круглым световым отверстием в центре. Несколько необычно устройство восточной стены храма в интерьере. Над всеми тремя проходами в алтарь поднимаются высокие арки, заглубленные в массив стены на 1/3 и доходящие щелыгами до пят свода храма. Устройство таких ниш оживляет интерьер, увеличивает его иллюзорно вверх, что дополнительно усиливается прямоугольными нишами в центральных простенках с севера и юга. Каково было назначение этих арок, не совсем ясно, но не исключено, что иконостас повторял их очертание или не доходил до верха. Граненая апсида, почти равная по длине и ширине храму, перекрыта полузамкнутым сводом. Такое построение апсиды еще одна черта характерная для более ранних памятников, а соотношение ее площади с площадью храма более типично для клетских деревянных церквей. Квадратная в плане трапезная почти равна храму. Широкий арочный проем между ними объединяет пространства храма и трапезной и только невысокий полулотковый свод трапезной подчеркивает ее обособленность от храма. Когда-то первоначально трапезную освещали небольшие окошки с севера и юга, но при строительстве приделов старые оконные проемы были заложены и вплотную к ним сделаны новые. Такое перемещение окон потребовалось для того, чтобы увеличить апсиды приделов. Из-за этого в северной и южной стенах трапезной внутри образовались неглубокие ниши, равные ширине двум оконным откосам. Снаружи обрамление окон имитирует барочные наличники старых оков, а сбоку от них и под ними видны следы прежних пластичных по форме наличников «с ушами» и профилями из валиков и полуваликов у подзоров, напоминающих декорацию конца ХVII столетия. Еще более отчетливо традиционные черты проступают в декоративном убранстве фасадов. Карниз четверика храма украшен декоративными кокошниками и многообломным поясом из поребрика. Почти такой же пояс из поребрика у трапезной и апсиды. В простенках между окнами верхнего света киотцы. Цоколь отделен двумя рядами валика с поребриком между ними. Венчающий барабан - единственный в своем роде среди памятников этого время. Его ложные окна чередуются со световыми в обрамлении из арок, завершение которых имитирует висячие гирьки. Наряду с этим форма рамочных наличников окон храма и апсиды - широкие плоские «с ушами» и капельками - имела широкое распространение среди культовых и гражданских барочных построек 1760-90- гг. Как выглядели приделы и остальные пристройки, известно очень мало. Судя по остаткам фундаментов, они были достаточно обширные. Южный придел был с полуциркульной апсидой, а северный - с прямоугольной. Штроба на стене трапезной от примыкания стен апсид приделов очень узкая - 55-65 см, Следовательно стены были тонкие, что позволяет говорить о вновь пристроенных помещениях, как о самостоятельных объемах, которые в свою очередь были разделены пилонами колокольни на обособленные помещении. Живопись в интерьере сохранилась плохо. Просматриваются лишь небольшие позолоченные фрагменты орнамента, а между ними какие-то смутные очертания сюжетных композиций, выполненные в технике клеевой живописи. Судя по рисунку позолоченного орнамента, живопись можно датировать концом XIX - началом XX в. Металлическая кровля по стропилам и обрешетке в некоторых местах сорвана и на сводах начали расти деревья. Полы бетонные, вероятно, убраны при приспособлении церкви под склад. В стене апсиды большая трещина, образовавшаяся еще в конце XIX - начале XX вв. Часть оконных проемов заложена кирпичом на глине. Металлические решетки сохранились на всех окнах, тогда как столярка местами утрачена. Металлических связей внутри здания нет, они все заложены внутри стен. * * * Михаило-Архангельская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос.учет в 1974 г. С 1991 г. она передана вновь образованному приходу и в настоящее время на средства верующих и пожертвования ведется ее восстановление. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ С.НИКУЛЬСКОЕ Село Никульское до образования Ивановской области входило в состав Нерехтского уезда Костромской губернии. В литературе приводится дата построения церкви - 1735 г. Однако архитектурно-стилистический анализ позволяет считать, что здание построено не ранее начала XIX в. Судя по сохранившимся частям церкви, она была построена целиком в одно время. Во второй половине XIX в. в храме была сделана темперная живопись. Церковь закрыли в 1930-е гг. Наибольшие разрушения здания относятся к периоду 1950-1960-х гг., когда до основания была разобрана на кирпич колокольня и почти полностью сломаны трапезная и апсиды. Никольская церковь стоит в стороне от села, на северо-западной его окраине, на вершине высокого холма. Склоны холма, густо заросшие кустарником и молодыми деревьями, - территория кладбища. Церковь построена из кирпича, связующий раствор - известь. В тех местах, где цоколь выбран до основания, обнажился валунный фундамент. Первоначальная композиция здания складывалась из двусветного четверика, граненой апсиды, небольшой трапезной и колокольни. Сохранившийся четверик перекрыт сомкнутым сводом, на который поставлен восьмигранный световой фонарик, увенчанный главой с чешуйчатым металлическим покрытием. С апсидой храм соединялся широкой аркой. От апсиды сохранились северная и южная стены. Остальные три грани разобраны до цоколя, по которому можно проследить лишь общие габариты апсиды. Остатки пят свода апсиды позволяют предположить, что она была перекрыта лотковым сводом. Небольшая трапезная - прямоугольная в плане, ориентирована по оси север-юг, имела по два окна на фасаде с севера и юга. Высота ее равнялась высоте апсиды или до межэтажного карниза храма. Трапезная перекрывалась лотковым сводом. На западную ее стену опирались два пилона колокольни, вход на которую был из трапезной. Фасады храма украшены декорацией, в которой наряду с классическими чертами, очень много барочных черт - раскрепованные пилястры, рамочные наличники, многообломные карнизы и т.д. В этом памятнике, как ни в каком другом из окрестных нет признаков, хотя бы отдаленных, архитектуры конца XVII - начала XVIII столетий, что особенно характерно для большинства построек Комсомольского района. * * * Никольская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос. учет в 1975 г. После закрытия в 1930-е гг. она осталась бесхозной и никак не использовалась. В настоящее время церковь находится в руинированном состоянии. СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С.РУМЯНЦЕВО Село Румянцево, входившее до образования Ивановской области в Суздальский уезд Владимирской губернии, во второй половине ХVIII в. принадлежало помещице Матюшкиной, построившей в селе в 1779 г. деревянную церковь. В конце ХIХ в. строится, видимо, на средства прихожан вторая церковь - каменная, освященная в 1888 г. Территория церкви была обнесена каменной оградой с воротами в конце 1880-х гг. К северо-востоку от церкви видны остатки живописного липового парка и фундаменты усадебного дома. Храм был закрыт в середине 1930-х гг. и превращен в склад колхоза «Дружба». Тогда же была разобрана деревянная церковь, а в 1950-х гг. - ограда, колокольня и усадебный дом. Здание церкви кирпичное, покрыто побелкой. Композиционно-пространственная структура и декоративное убранство повторяет формы архитектуры ХVII - ХVШ вв. Храмовая часть типа «двухсветный четверик», перекрыта вспарушенным сводом и увенчана главкой каркасной конструкции. Кровля металлическая по деревянным стропилам и обрешетке. Апсида - пятигранная, перекрыта полусомкнутым сводом. Трапезная - двухстолпная, перекрыта системой вспарушенных сводов. Столбы в плане крещатые, сдвинуты к востоку. Кровля новая шиферная. Колокольня, хотя и была одновременна церкви, но выстроена без перевязки с западной стеной трапезной. На старой фотографии видно, что она была трехъярусной, завершена шатром. Ярусы в плане квадратные, убывающие по объему. Декоративная обработка ярусов повторяет мотивы убранства храма. Обрамления западных окон северного и южного фасадов храма решены в виде перспективных порталов, а проемы имеют арочные перемычки. Все остальные оконные проемы здания в интерьере - с лучковыми перемычками. С апсидой и трапезной храмовая часть соединена широким арочным проходом, проем же из трапезной в нижний ярус колокольни имеет лучковую перемычку. Из убранства интерьера храмовой части сохранились остатки клеевой живописи, одновременной построению здания. Композиции выполнены на евангельские сюжеты. (Благовещенье, Нагорная проповедь и т.п.). От иконостаса сохранились лишь незначительные фрагменты. В домах местных жителей хранится много икон из церкви, все поздние, и даже царские врата из деревянной церкви. Одна из икон может быть датирована первой половиной ХVIII в. * * * Смоленская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос. учет в 1974 г. После закрытия в 1930-гг. и до настоящего времени используется под склад местным колхозом. Состояние удовлетворительное. УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С.КУЛЕБЕРЬЕВО До образования Ивановской обл. с.Кулеберьево входило в состав Шуйского уезда Владимирской губернии. Успенская церковь строилась на средства прихожан вместо сгоревшей в 1790-е гг. деревянной церкви. В 1791 г. в ней был устроен теплый Никольский придел, упраздненный в 1856 г. В том же году на средства прихожан было закончено строительство теплой Никольской церкви (разобранной в середине 1950-х гг. до фундаментов). При церквях была каменная сторожка, крытая железом. Здание выстроено при въезде в село с восточной стороны и замыкает перспективу улицы. К востоку от него крутой обрыв, спускающийся к речке Ухтохме. Территория вокруг церкви окружена деревьями: вдоль восточного фасада растут березы, с остальных сторон - липы. Здание церкви кирпичное, покрыто известковой обмазкой, выстроено в формах, широко распространенных во второй половине ХVШ в. Композиционно-пространственная структура здания складывается из высокой стройной храмовой части, пониженной, прямоугольной в плане апсиды, прямоугольной и равной по высоте апсиде трапезной и столпообразной колокольни. В решении объема храмовой части и апсиды сказалось влияние архитектуры барокко. Тип храма «восьмерик на двухсветном четверике», перекрыт высоким восьмидольным сомкнутым сводом со световым барабаном и главой луковичной формы на тонкой шейке. Глава каркасной конструкции обшита железом. Шейка кирпичная. Барабан восьмигранный, высокий, по сторонам света прорезан узкими окнами, покрыт металлической кровлей, с переломом в нижней части, повторяя покрытие восьмерика. Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью двухступенчатых тромпов. В шелыге свода световое восьмигранное отверстие. Прямоугольная в алане апсида перекрыта полулотковым сводом с распалубками над окнами. Кровля новая, шиферная. От первоначальной сохранились следы примыканий к четверику и конек, который доходил почти до венчающего карниза. Трапезная по ширине равна четверику, перекрыта полулотковым сводом с распалубками над окнами. Кровля новая, шиферная, ниже первоначальной. Замыкающая продольную ось здания колокольня четырехъярусная, с незначительным убыванием в плане ярусов. Завершена высоким четырехлотковым сомкнутым сводом с барабаном и главой. Вход на верхние ярусы в западной стене трапезной, со второго яруса подъем осуществлялся по внутренней деревянной лестнице. В решении убранства экстерьера здания преобладают черты архитектуры классицизма: нижний ярус здания симметрично расчленен световыми проемами и лопатками; второй ярус колокольни и четверик храма завершены треугольными фронтонами. Окна четверика храма и трапезной с лучковыми перемычками, четвертями, откосами и небольшими заглубленными подоконниками, обрамлены рамочными наличниками с декоративными замковыми камнями. Выше и ниже проемов - накладные прямоугольные «доски». Ромбовидный рисунок решеток широко распространен в постройках области. Углы фланкированы рустованными лопатками. Венчающие и межярусные карнизы моделированы одинаково: кирпичные, многообломные, слабого выноса, с сухариками, на лопатках раскрепованы. В убранстве восьмерика использованы мотивы архитектуры барокко. Углы граней обработаны парными пилястрами, окна с трехцентровыми перемычками, четвертями и откосами, обрамлены наличниками барочного рисунка. Аналогичные наличники у Знаменской церкви с. Веска Ильинского р-на и с.Сретенье Комсомольского р-на. Столярка в окнах старая. Световые двери храма одинакового рисунка - с арочными перемычками и обрамлены ленточными наличниками, повторяющими форму проемов. Архаичной деталью для конца ХVШ в. являются киотцы над проемами нижнего яруса колокольни. Второй ярус колокольни по убранству перекликается со вторым ярусом четверика, тогда как третий ярус повторяет мотивы убранства восьмерика. Ярус звона имеет округленные углы, фланкированные лопатками. Свод яруса прорезан люкарнами, играющими роль резонаторов звона. Из убранства интерьера сохранились верхние два яруса иконостаса, фрагменты масляной живописи, лепные карнизы и наличники окон, кованые двери. Иконостас первоначальный с сочетанием черт барокко и классицизма, завершен деревянным распятием. Живопись в основном сохранилась на оконных откосах второго света четверика (изображены святые в орнаментальных рамах), тромпах и на сводах. Декоративные растительные орнаменты выполнены в технике гризайль. Лепные карнизы проходят в уровнях пят сводов трапезной и храма, между окнами верхнего и нижнего света четверика и в уровне подоконников восьмерика. Карнизы мелкопрофилированные с кронштейнами (на четверике) или сухариками (на восьмерике). Под окнами восьмерика лепные фартуки в виде баллюстрады. Внутренние двери храма двухстворчатые, кованные. * * * Успенская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос. учет в 1974 г. Она была закрыта в конце 1930-х гг. и превращена в склад местного колхоза, однако варварским разрушениям не подверглась. Более-менее серьезный ремонт (покрытие кровли трапезной и алтаря) был проведен в конце 1960-х гг. В настоящее время склад продолжает находиться в памятнике, но его сохранность в целом хорошая. Материалы сайту http://www.ivanovo.ru/предоставлены научно-производственным центром по охране памятников истории и культуры: 153007, г. Иваново, пер. Пограничный, 18. E-mail: utwo@town.ivanovo.ru/. Телефон: (4932) 32-46-40.





Павел Коньков
Воскресенский
Станислав Сергеевич
Виктор Смирнов
Смирнов
Виктор Владимирович
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-41611 от 06 августа 2010 г. Международный стандартный серийный номер ISSN 2312-6981. © Перепечатка материалов или воспроизведение части информации из my-ivanovo.ru в других изданиях (интернет-сайтах) приветствуется, но с обязательной ссылкой (в интернет-изданиях - с гиперссылкой) на my-ivanovo.ru, либо с письменного разрешения редакции. Реклама:
16+

Наши партнеры в г. Иваново и Ивановской области

Ивановская  ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Ивановская  область. ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Иваново. ИВАНОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА Иваново. ИВАНОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ Ивановская  область. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ивановская  область. Ивановское региональное отделение ВПП
Все партнеры в г. Иваново и Ивановской области

Официальный сайт
Центрального новостного портала
Ивановского региона
Моё Иваново
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. ИВАНОВО. НОВОСТИ

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
Rambler's Top100