Последние новости Иваново и Ивановской области

Моё ИВАНОВО
Центральный новостной портал Ивановского региона

Самое читаемое

Обнаружен поддельный мессенджер Viber, ворующий фото и документы

Создатели этого приложения идеально сымитировали настоящий Viber, в частности, у него стоит значок "Выбор редакции", указано более 500 миллионов загрузок, а также средняя оценка пользователей (4,3 балла)...

Читать подробнее...
 

Шуя

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ АНСАМБЛЬ ВОСКРЕСЕНСКОГО ФЕДОРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ С. СЕРГЕЕВО Ансамбль Воскресенского Федоровского монастыря с. СергеевоАнсамбль Воскресенского Федоровского (женского) монастыря основан сравнительно поздно, в 1881 г. А.Н.Шубиной. Он расположен при въезде в село Сергеево, с правой стороны от дороги. Недалеко протекает р.Теза. Местность очень живописна. Задолго при подъезде к селу из зелени окружающих его деревьев выглядывают широкие купола Успенского собора и восьмерик колокольни с главкой. Первоначально основу обители составляла приходская церковь Михаила Архангела, каменная кладовая и построенные три двухэтажных корпуса келий (два деревянных, один полукаменный). В самом конце XIX в. на средства основательницы монастыря А.Н.Шубиной владимирский архитектор П.Г.Бегин разработал проект ансамбля. Комплекс строился в течении почти десяти лет, с 1897 по 1905 год. Проект в целом оказался очень удачным. Он достаточно хорошо вписал культовые постройки в сельскую застройку и окружающий ландшафт. В состав единого памятникового ансамбля входят следующие строения: Успенский собор, Михаило-Архангельская церковь, колокольня, здание трапезной, хозяйственная кладовая и монастырская ограда с угловыми башнями. * * * УСПЕНСКИЙ СОБОР (1897-1905 гг.). Храм шестистолпный, двусветный, с двумя боковыми приделами и массивным пятиглавием. В оформлении фасадов использованы мотивы византийской архитектуры. После закрытия монастыря использовался как склад, но из-за пришедшей в негодность кровли и активного проникновения внутрь осадков склад в 1973 г. был закрыт и с тех пор здание пустует, медленно разрушаясь. В 1942 г. в результате удара молнии в пятиглавие одна (малая) главка сгорела. В 1954 г. в южной стене собора пробит проем для поезда автомашин внутрь подтклета-подвала, который был неряшливо заложен кирпичом в 1966 г. Конструктивное состояние строения в целом можно оценить на сегодняшний день как удовлетворительное. Архитектурный же облик фасадов и интерьеров крайне запушен: кровельное железо во многих местах сорвано, штукатурный слой (особенно внутри) на большей площади отслоился и осыпался. * * * МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1732 г.). Первоначально являлась приходской, а при возведении ансамбля органично вошла в его состав, замкнув одну из сторон ограды. Постройка состоит из четверика одноглавого храма, алтаря, трапезной и нижнего яруса колокольни, расположенных по длинной оси. (Верхние ярусы колокольни разрушены в 1942 г.). Сразу же после закрытия монастыря здание было приспособлено под учебные мастерские, а с конца 1950-х гг. по сегодняшний день здесь размещается спортивный зал техникума. Состояние церкви в целом удовлетворительное. Ремонт внутренней части производился в 1977 г. Тогда же была полностью обновлена кровля (и снесен барабан одноглавия). * * * КОЛОКОЛЬНЯ (1902-1903 гг.). Она четырехстолпная, трехярусная с центральным арочным проездом в первом ярусе, является типичным примером конструктивного типа: «восьмерик на четверике». Четверик представляет собой четыре мощных столба, связанных арками. Перекрытие над проездом - крестовый свод. Второй, восьмериковый ярус значительно меньших габаритов, имеет четыре арочных проема и перекрыт сомкнутым сводом. На него опирается восьмигранный барабан с луковичной главкой. Снаружи и внутри колокольня оштукатурена цементной штукатуркой и окрашена желтой меловой краской. Кровля металлическая, чешуйчатая. Композиция колокольни строго вертикальна, это подчеркивается значительным уменьшением объемов к верху и характером декоративного убранства. С запада и востоке к ней примыкает монастырская ограда. Центральный проезд колокольни имеет арочный портал, над которым устроен профилированный архивольт, переходящий в карниз к углам. Архивольт состоит из двух полочек и валика. Над порталом, на всех четырех фасадах колокольни, поднимаются треугольные фронтоны с круглыми окошками на вершине. От карниза фронтона, вниз, опускается аркатурноколончатый фрез. Второй ярус состоит из восьми арок, четыре из которых имеют сквозные проемы звонницы. Наверху арки завершены архивольмами, по структуре напоминающими архивольты портала нижнего яруса. На углах восьмерика стоят спаренные полуколонки с усеченными базами и калителями. Купол имеет чашуйчатое покрытие. Восьмигранный барабан оформлен так же восемью арками, четыре из которых, обращенные на север, юг, запад и восток, имеют оконные проемы. Над арками идет ровный цилиндр барабана, завершающийся небольшим карнизом и луковичной главкой с маковкой и крестом. Под колокольней устроен проезд шириной 3,5 м. На восточной и западной стенах есть окна, дающие ему дополнительное освещение. Кровля первого яруса имеет разрушения, постепенно покрывается растительностью. Арочные проемы звонницы заложены кирпичом. Центральный проезд закрыт. Окраска колокольни почти полностью исчезла. В оконных проемах барабана отсутствует остекление. После закрытия монастыря пустовала. В 1953 г. была приспособлена под водонапорную башню, существовавшая здесь до 1969 г. В настоящее время колокольня вновь пустует, но установленный в ней водонапорный металлический бак находится там и поныне. * * * УГЛОВЫЕ БАШНИ ОГРАДЫ (1902 г.). Расположены в северо-восточном и юго-восточном углах ограды монастыря. Башни восьмигранные, с деревянным шатровым завершением и угловым примыканием стен. В основе планировки лежит восьмигранник со стороной 2,03 м и 1,43 м соответственно. Башни различаются лишь декором и габаритами: юго-восточная - малая, северо-восточная - крупная. Несущие кирпичные стены первой башни с деревянным завершением беседки на восьми деревянных столбах, поддерживающих деревянный шатер, крытый железной кровлей. Восьмигранный объем второй башни завершается высоким шатром, украшенным флюгером. Спрятанные в листве деревьев, башни придают интимность монастырскому ансамблю. Декор примитивный: пояски из кирпича, поставленного углом; небольшие консоли, образующие арочные ниши. На малой башне имеются стрельчатые ниши, размещенные на каждой грани. После закрытия монастыря и до сего времени башни никак не используются. Их деревянные завершения находятся в аварийном состоянии. Что касается собственно самой ограды, то и ее состояние крайне неудовлетворительное. Она в шести местах полностью разрушена (общей протяженность примерно 56 м). Кроме того, по внутреннему периметру она обстроена многочисленными деревянными сараями и гаражами. * * * ТРАПЕЗНАЯ (1904-1905 гг.). Представляет собой некультовую, зальную постройку с рядом вспомогательных помещений. Лестница расположена со стороны южного фасада. Общий габарит сооружения: 28,7х23,5 м. Постройка кирпичная, с несущими наружными и внутренними стенами. Перекрытия деревянные по балкам, оштукатуренные изнутри. Кровля металлическая на деревянных стропилах. Снаружи и внутри стены здания покрыты цементной штукатуркой. Фасады выкрашены меловой краской в белый и желтый цвета. Фундаменты ленточные кирпичные. Композиция представляет собой прямоугольный объем с двумя портиками на южном фасаде. С северной стороны примыкает небольшой ризалит. Крыша двускатная, невысокая, с вальмами и ендовами. Трапезная обращена главным фасадом на площадь перед собором и дает ей определенные границы, таким образом, является существенным элементом ансамбля монастыря. Декоративное убранство фасада выполнено в стиле позднего классицизма. На главный южный фасад выходят два портика с четырьмя колоннами дорического ордера. Окна высокие арочные, оформлены плоским профилированным наличником с ложным замковым камнем. Карниз сложный многополочный с пояском «сухариков». Под основанием здания устроен невысокий цоколь. Важную роль в оформлении фасада играет окраска в желтый и белый цвета, восточный и западный фасады украшены лишь плоскими пилястрами. Северный фасад лишен всякого убранства и имеет гладкие оштукатуренные стены. Правый портик южного фасада ведет в небольшой вестибюль, который связан непосредственно с общим залом трапезной. Зал с плоским потолком и пятью большими окнами. По верху пущен легкий лепной карниз. Пол ровный, выложен метлахской плиткой. Зал сообщается с коридором, связывающим два небольшие комнаты и помещением с лестничным маршем, ведущим на второй этаж. Под потолком в основных помещениях идет профилированный карниз. Полы досчатые, в зале - из метлахской плитки. С момента закрытия монастыря используется как клуб. Состояние хорошее, поддерживающий ремонт проводится регулярно. * * * ОДНОЭТАЖНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОСТРОЙКА. Построена в начале XIX в., до возведения собственно монастырского ансамбля. Стены выполнены из кирпича. Кровля металлическая, на деревянных стропилах, опирается на наружные несущие стены, покрытые побелкой. Здание имеет подвал. Постройка представляет собой невысокий прямоугольный объем под двухскатной вальмовой кровлей. Своими небольшими размерами и простой формой здание удачно контрастирует с парадным Успенским собором и трепезной, располагающимися неподалеку. Здание охватывает простой геометрический карниз, состоящий из трех полочек и пояска. Северная и южная стены обработаны горизонтальным рустом, поднимающимся на две трети высоты стены, который заканчивается двухполочным карнизом. Оконные проемы отмечены неглубокими нишами, завершающимися над карнизом четырехполочным архивольтом. Восточная стена гладкая, без рустовки, лишь на уровне архивольт устроены маленькие арочные окошки, обрамленные пояском в один кирпич. Здание имеет два основных помещений, вход в которые осуществляется через двери восточного фасада. В одно из помещений ведет дополнительная дверь в северной стене. На западной стороне разрушено перекрытие над сходом в подвал. В настоящее время кладовая (как и ранее при монастыре) используется под склад. Состояние в целом удовлетворительное. * * * Ансамбль Воскресенского Федоровского монастыря как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на гос.учет в начале 1950-х гг., а в 1965 г. принят на гос.охрану местного значения. После закрытия монастыря в середине 1920-х гг. жилые постройки комплекса использовались под жилье, а с 1953 г. после организации здесь Шуйского техникума механизации сельского хозяйства весь ансамбль был передан последнему под учебные классы, мастерские, клуб и общежития, которые здесь располагаются и настоящее время. По материалам Гнедовского С., 1970 г. Фото Барановского , 1970 г. АНСАМБЛЬ ВОСКРЕСЕНСКОГО ФЕДОРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ (Справка о техническом состоянии памятника) В состав единого монастырского памятникового ансамбля входят следующие строения: Успенский собор, Михаило-Архангельская церковь, колокольня, здание трапезной, хозяйственная кладовая и монастырская ограда с угловыми башнями. * * * Успенский собор (1897-1905 гг.) после закрытия монастыря использовался как склад, но из-за пришедшей в негодность кровли и активного проникновения внутрь осадков склад в 1973 г. был закрыт и с тех пор здание пустует, медленно разрушаясь. Конструктивное же состояние строения в целом можно оценить на сегодняшний день как удовлетворительное. * * * Михаило-Архангельская церковь (1732 г.) сразу же после закрытия монастыря здание было приспособлено под учебные мастерские, а с конца 1950-х гг. до недавнего времени здесь размещается спортивный зал техникума. Состояние церкви в целом удовлетворительное. * * * Колокольня (1902-1903 гг.) после закрытия монастыря пустовала. В 1953 г. была приспособлена под водонапорную башню, существовавшую здесь до 1969 г. В настоящее время колокольня вновь пустует, но установленный в ней водонапорный металлический бак находится там и поныне, что создает дополнительную нагрузку на фундаменты. Общее же техническое состояние колокольни визуально можно оценить как удовлетворительное. * * * Угловые башни (1902 г.) после закрытия монастыря и до сего времени никак не используются. Их деревянные завершения находятся в аварийном состоянии. Что касается собственно самой ограды, то и ее состояние крайне неудовлетворительное. Она в шести местах полностью разрушена (общей протяженность примерно 56 м). * * * Трапезная (1904-1905 гг.) с момента закрытия монастыря используется как клуб. Состояние хорошее, поддерживающий ремонт проводится регулярно. * * * Хозяйственная постройка построена в начале XIX в., до возведения собственно монастырского ансамбля. В настоящее время кладовая (как и ранее при монастыре) используется под склад. Состояние в целом удовлетворительное. АНСАМБЛЬ НИКОЛО-ШАРТОМСКОГО (МУЖСКОГО) МОНАСТЫРЯ С.ВВЕДЕНЬЕ Ансамбль Николо-Шартомского (мужского) монастыря с. ВведеньеНиколо-Шартомский (мужской) монастырь, расположенный в с.Введенье в 15 км к северу от г.Шуи, является уникальным памятником культовой архитектуры XVIII в. на территории Ивановской области. Точное время образования обители неизвестно, но впервые в исторических документах она упоминается в 1425 г. (подпись ее архимандрита под грамотой суздальского Спас-Ефимьевского монастыря). Некогда Николо-Шартомский монастырь был широко известен в округе, входившей в состав бывшей Владимирской губернии, и в его ведении находилось до десяти небольших монастырей и пустыней (в городах Шуе и Кохме, в селах Введенье, Пищугово, Борки, Дунилово и других местностях), а также несколько соляных варниц близ г.Нерехты Костромской губернии. В XVI столетии монастырь получал грамоты о привилегиях от великого князя Московского Василия Ивановича и от царей Ивана Васильевича Грозного и Федора Ивановича. В XVIII в. обители покровительствовали многие дворяне Шуйского уезда и купцы из Ярославля, Ростова Великого, Кинешмы и Шуи. В конце XIX в. монастырю оказывали материальную помощь многие шуйские и иваново-вознесенские фабриканты, однако не смотря на финансовую поддержку, обитель после постройки железной дороги Шуя - Иваново-Вознесенск, оттянувшей большой поток путников, проезжавших ранее близ монастыря, постепенно «хирела» и в предреволюционные годы уже относилась к третьему классу. * * * Первоначально все строения монастыря были деревянными, которые в 1649 г. «изволением божиим» все сгорели дотла от удара молнии. После этого все основные вновь возводимые постройки строились уже из кирпича. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX в. Ансамбль Николо-Шартомского (мужского) монастыря с. ВведеньеТерритория комплекса в плане представляет собой почти правильный прямоугольник со сторонами 129х147 м, вытянутый вдоль р.Тезы и с трех сторон ограниченный каменной стеной. Главный вход на территорию монастыря осуществляется через святые ворота под Преображенской церковью, расположенной на западной стороне ограды. Почти по оси главного входа, на расстоянии 32 м от ворот стоит Никольский собор, основное сооружения ансамбля. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и храмом Григория Акрагантийского. Слева от собора, в 6 м от него располагается высокая четырехярусная колокольня. Монастырь окружен кирпичной стеной с тремя восьмигранными башенками. В композиции ансамбля присутствует элемент регулярности: огромный объем собора выделен размером, центральным местоположением, симметрично поставленной перед ним на оси надвратной церковью. Однако, в целом, весь ансамбль строился по принципу живописного равновесия, характерного для асимметричных комплексов Древней Руси. * * * НИКОЛЬСКИЙ собор сооружен в 1650 г. «усердием архимандрита Иосаафа и келаря Варлаама»и через год был освящен. Он представляет собой кирпичный, пятиглавый, двустолпный, трех апсидный холодный храм, перекрытый системой крестовых и коробковых сводов. Планировочная структура - симметричная, осевая, пяти-частная. Из пяти световых барабанов только три находятся над основной частью. Апсиды продолжены до восточной пары внутренних столбов, Восточная стена не доходит до пола и опирается на своды, перекрывающие апсиды. Трехапсидный алтарь вдвое ниже четверика храма. Декор фасадов скромный. Местоположение и форма архитектурных деталей связаны с формой конструктивных элементов. Окна второго света полуциркульные, без наличников. Окна первого света - с наличниками в виде сплошных полуваликов, завершенных килем. Три перспективных портала состоят из чередующихся четвертей и полуовалов. Северный портал украшен резными из белого камня «дыньками» и напоминает порталы Владимиро-Суздальского зодчество XII-XIII вв. Цоколь декорирован поребриком. Стены внутри оштукатурены, снаружи покрыты побелкой по кирпичу. Фундаменты сложены из валунов, гранита и частично из белого камня. На стенах сохранились остатки темперной живописи, относящейся к началу XIX в. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ (надвратная) церковь была заложена 1696 г., однако полностью построена и освещена лишь в 1813 г. Постройка кирпичная, типа «четверик на четверике», перекрыта сводом и увенчана восьмигранным световым барабаном с одной главой. Фундаменты из валунов. Нижний четверик с тремя невысокими арочными проездами имеет характер триумфальной арки. Над нижним кубическим объемом высится четверик храма, окруженного крытым гульбищем. Основной объем перекрыт сводом. Алтарь трех-апсидный, северная апсида использована под вход из внутреннего двора в храм. Стремясь придать сравнительно небольшому зданию величественность, зодчий избегает дробных членений фасада, оформляя его порталом дорического ордера, двумя рядами люкарн (которые освещают гульбище) и лопатками по углам. КАЗАНСКАЯ церковь с трапезной построена и освещена в 1678 г. Позднее трапезная была разделена на три части и в самой южной из них устроена вторая церковь - Григория Акрагантийского (в связи с чем над трапезной была установлена вторая главка). В настоящее время композиция Казанской церкви выглядит следующим образом: четверик храма, трапезная и придел. Четверик перекрыт коробковым сводом с торцовыми лопатками и увенчен главой. Трехапсидный алтарь и трапезная по высоте вдвое ниже четверика храма. Своды трапезной крестовые, опираются на центральный столб. Вход в трапезную идет через крыльцо и перестроенное гульбище, находящееся с севера. Церковь на подклети. Под трапезной перекрытие аналогичное. В остальных - коробковые своды. Декор фасадов скромный. Пилястры-лопатки связаны с формой конструктивных элементов и разделяют функционально разные помещения. Четверик завершен поясом закомар. Все сооружение завершается карнизом из трех рядов кирпичей с напуском. Цоколь украшен поребриком. Окна храма, апсида и подклети полуциркульные без наличников, трапезная и придел - с фигурными наличниками. Западная стена усилена контрфорсами. КОЛОКОЛЬНЯ построена в XVIII в. Она относится к типу «восьмерик на четверике», четырехярусная. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом, остальные - деревянные. Облик колокольни формировался в два этапа. Первый ярус явно тяготеет к XVII в. - украшен пилястрами-лопатками, двухцентровыми окнами с треугольными наличниками. Второй ярус - полуциркульными окнами и ширинками. Третий и четвертый ярусы декорированы колоннами и пилястрами дорического ордера. Завершена колокольня кирпичным сводом, крытым железом, с четырьмя резалитами, проемы у которых в виде люкарн. На своде поставлен барабан с луковичной главой. Цоколь колокольни оформлен поребриком. УГЛОВЫЕ БАШНИ ОГРАДЫ. Построены в конце XVIII - начале XIX в. Они кирпичные, расположены на северо-западном и северо-восточных углах ограды и имеют сугубо декоративное назначение. В плане они делятся на квадратную и округлую. Квадратная башня двухярусная: первый ярус - четверик с небольшими треугольными фронтонами, второй - восьмерик, меньших размеров, над которым поднимается восьмигранная шатровая крыша со шпилем. С четырех сторон башня оформлена треугольными фронтонами, выделенными трехполочным карнизом. На западной и северной гранях устроены по две спаренных пилястры, объединенных однопоясковым архивольтом. Над пилястрами располагаются две ромбовидные ниши. Круглая башня представляет собой бочкообразный цилиндр под конусовидной крышей со шпилем. До 1/3 высоты она обработана горизонтальным плоским рустом. Несколько ниже свеса кровли башню опоясывает трехполочный карниз. Кроме того, стены оформлены спаренными пилястрами и овальными нишами. * * * В середине 1920-х гг. обитель была закрыта, кельи превращены под жилые помещения жителей с.Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз «Шуйский») разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х гг. В 1991 г. , находящийся в бесхозном состоянии и интенсивно разрушавшийся, ансамбль был передан вновь воссозданному мужскому монастырю Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря стоит на государственной охране федерального (общероссийского) значения с 1960 г. Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х гг., их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря и до настоящего времени - монастырская братия. Материалы сайту http://www.ivanovo.ru/предоставлены научно-производственным центром по охране памятников истории и культуры: 153007, г. Иваново, пер. Пограничный, 18. E-mail: utwo@town.ivanovo.ru/. Телефон: (4932) 32-46-40. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ АНСАМБЛЬ ВОСКРЕСЕНСКОГО ФЕДОРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ С. СЕРГЕЕВО Ансамбль Воскресенского Федоровского (женского) монастыря основан сравнительно поздно, в 1881 г. А.Н.Шубиной. Он расположен при въезде в село Сергеево, с правой стороны от дороги. Недалеко протекает р.Теза. Местность очень живописна. Задолго при подъезде к селу из зелени окружающих его деревьев выглядывают широкие купола Успенского собора и восьмерик колокольни с главкой. Первоначально основу обители составляла приходская церковь Михаила Архангела, каменная кладовая и построенные три двухэтажных корпуса келий (два деревянных, один полукаменный). В самом конце XIX в. на средства основательницы монастыря А.Н.Шубиной владимирский архитектор П.Г.Бегин разработал проект ансамбля. Комплекс строился в течении почти десяти лет, с 1897 по 1905 год. Проект в целом оказался очень удачным. Он достаточно хорошо вписал культовые постройки в сельскую застройку и окружающий ландшафт. В состав единого памятникового ансамбля входят следующие строения: Успенский собор, Михаило-Архангельская церковь, колокольня, здание трапезной, хозяйственная кладовая и монастырская ограда с угловыми башнями. * * * УСПЕНСКИЙ СОБОР (1897-1905 гг.). Храм шестистолпный, двусветный, с двумя боковыми приделами и массивным пятиглавием. В оформлении фасадов использованы мотивы византийской архитектуры. После закрытия монастыря использовался как склад, но из-за пришедшей в негодность кровли и активного проникновения внутрь осадков склад в 1973 г. был закрыт и с тех пор здание пустует, медленно разрушаясь. В 1942 г. в результате удара молнии в пятиглавие одна (малая) главка сгорела. В 1954 г. в южной стене собора пробит проем для поезда автомашин внутрь подтклета-подвала, который был неряшливо заложен кирпичом в 1966 г. Конструктивное состояние строения в целом можно оценить на сегодняшний день как удовлетворительное. Архитектурный же облик фасадов и интерьеров крайне запушен: кровельное железо во многих местах сорвано, штукатурный слой (особенно внутри) на большей площади отслоился и осыпался. * * * МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1732 г.). Первоначально являлась приходской, а при возведении ансамбля органично вошла в его состав, замкнув одну из сторон ограды. Постройка состоит из четверика одноглавого храма, алтаря, трапезной и нижнего яруса колокольни, расположенных по длинной оси. (Верхние ярусы колокольни разрушены в 1942 г.). Сразу же после закрытия монастыря здание было приспособлено под учебные мастерские, а с конца 1950-х гг. по сегодняшний день здесь размещается спортивный зал техникума. Состояние церкви в целом удовлетворительное. Ремонт внутренней части производился в 1977 г. Тогда же была полностью обновлена кровля (и снесен барабан одноглавия). * * * КОЛОКОЛЬНЯ (1902-1903 гг.). Она четырехстолпная, трехярусная с центральным арочным проездом в первом ярусе, является типичным примером конструктивного типа: «восьмерик на четверике». Четверик представляет собой четыре мощных столба, связанных арками. Перекрытие над проездом - крестовый свод. Второй, восьмериковый ярус значительно меньших габаритов, имеет четыре арочных проема и перекрыт сомкнутым сводом. На него опирается восьмигранный барабан с луковичной главкой. Снаружи и внутри колокольня оштукатурена цементной штукатуркой и окрашена желтой меловой краской. Кровля металлическая, чешуйчатая. Композиция колокольни строго вертикальна, это подчеркивается значительным уменьшением объемов к верху и характером декоративного убранства. С запада и востоке к ней примыкает монастырская ограда. Центральный проезд колокольни имеет арочный портал, над которым устроен профилированный архивольт, переходящий в карниз к углам. Архивольт состоит из двух полочек и валика. Над порталом, на всех четырех фасадах колокольни, поднимаются треугольные фронтоны с круглыми окошками на вершине. От карниза фронтона, вниз, опускается аркатурноколончатый фрез. Второй ярус состоит из восьми арок, четыре из которых имеют сквозные проемы звонницы. Наверху арки завершены архивольмами, по структуре напоминающими архивольты портала нижнего яруса. На углах восьмерика стоят спаренные полуколонки с усеченными базами и калителями. Купол имеет чашуйчатое покрытие. Восьмигранный барабан оформлен так же восемью арками, четыре из которых, обращенные на север, юг, запад и восток, имеют оконные проемы. Над арками идет ровный цилиндр барабана, завершающийся небольшим карнизом и луковичной главкой с маковкой и крестом. Под колокольней устроен проезд шириной 3,5 м. На восточной и западной стенах есть окна, дающие ему дополнительное освещение. Кровля первого яруса имеет разрушения, постепенно покрывается растительностью. Арочные проемы звонницы заложены кирпичом. Центральный проезд закрыт. Окраска колокольни почти полностью исчезла. В оконных проемах барабана отсутствует остекление. После закрытия монастыря пустовала. В 1953 г. была приспособлена под водонапорную башню, существовавшая здесь до 1969 г. В настоящее время колокольня вновь пустует, но установленный в ней водонапорный металлический бак находится там и поныне. * * * УГЛОВЫЕ БАШНИ ОГРАДЫ (1902 г.). Расположены в северо-восточном и юго-восточном углах ограды монастыря. Башни восьмигранные, с деревянным шатровым завершением и угловым примыканием стен. В основе планировки лежит восьмигранник со стороной 2,03 м и 1,43 м соответственно. Башни различаются лишь декором и габаритами: юго-восточная - малая, северо-восточная - крупная. Несущие кирпичные стены первой башни с деревянным завершением беседки на восьми деревянных столбах, поддерживающих деревянный шатер, крытый железной кровлей. Восьмигранный объем второй башни завершается высоким шатром, украшенным флюгером. Спрятанные в листве деревьев, башни придают интимность монастырскому ансамблю. Декор примитивный: пояски из кирпича, поставленного углом; небольшие консоли, образующие арочные ниши. На малой башне имеются стрельчатые ниши, размещенные на каждой грани. После закрытия монастыря и до сего времени башни никак не используются. Их деревянные завершения находятся в аварийном состоянии. Что касается собственно самой ограды, то и ее состояние крайне неудовлетворительное. Она в шести местах полностью разрушена (общей протяженность примерно 56 м). Кроме того, по внутреннему периметру она обстроена многочисленными деревянными сараями и гаражами. * * * ТРАПЕЗНАЯ (1904-1905 гг.). Представляет собой некультовую, зальную постройку с рядом вспомогательных помещений. Лестница расположена со стороны южного фасада. Общий габарит сооружения: 28,7х23,5 м. Постройка кирпичная, с несущими наружными и внутренними стенами. Перекрытия деревянные по балкам, оштукатуренные изнутри. Кровля металлическая на деревянных стропилах. Снаружи и внутри стены здания покрыты цементной штукатуркой. Фасады выкрашены меловой краской в белый и желтый цвета. Фундаменты ленточные кирпичные. Композиция представляет собой прямоугольный объем с двумя портиками на южном фасаде. С северной стороны примыкает небольшой ризалит. Крыша двускатная, невысокая, с вальмами и ендовами. Трапезная обращена главным фасадом на площадь перед собором и дает ей определенные границы, таким образом, является существенным элементом ансамбля монастыря. Декоративное убранство фасада выполнено в стиле позднего классицизма. На главный южный фасад выходят два портика с четырьмя колоннами дорического ордера. Окна высокие арочные, оформлены плоским профилированным наличником с ложным замковым камнем. Карниз сложный многополочный с пояском «сухариков». Под основанием здания устроен невысокий цоколь. Важную роль в оформлении фасада играет окраска в желтый и белый цвета, восточный и западный фасады украшены лишь плоскими пилястрами. Северный фасад лишен всякого убранства и имеет гладкие оштукатуренные стены. Правый портик южного фасада ведет в небольшой вестибюль, который связан непосредственно с общим залом трапезной. Зал с плоским потолком и пятью большими окнами. По верху пущен легкий лепной карниз. Пол ровный, выложен метлахской плиткой. Зал сообщается с коридором, связывающим два небольшие комнаты и помещением с лестничным маршем, ведущим на второй этаж. Под потолком в основных помещениях идет профилированный карниз. Полы досчатые, в зале - из метлахской плитки. С момента закрытия монастыря используется как клуб. Состояние хорошее, поддерживающий ремонт проводится регулярно. * * * ОДНОЭТАЖНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОСТРОЙКА. Построена в начале XIX в., до возведения собственно монастырского ансамбля. Стены выполнены из кирпича. Кровля металлическая, на деревянных стропилах, опирается на наружные несущие стены, покрытые побелкой. Здание имеет подвал. Постройка представляет собой невысокий прямоугольный объем под двухскатной вальмовой кровлей. Своими небольшими размерами и простой формой здание удачно контрастирует с парадным Успенским собором и трепезной, располагающимися неподалеку. Здание охватывает простой геометрический карниз, состоящий из трех полочек и пояска. Северная и южная стены обработаны горизонтальным рустом, поднимающимся на две трети высоты стены, который заканчивается двухполочным карнизом. Оконные проемы отмечены неглубокими нишами, завершающимися над карнизом четырехполочным архивольтом. Восточная стена гладкая, без рустовки, лишь на уровне архивольт устроены маленькие арочные окошки, обрамленные пояском в один кирпич. Здание имеет два основных помещений, вход в которые осуществляется через двери восточного фасада. В одно из помещений ведет дополнительная дверь в северной стене. На западной стороне разрушено перекрытие над сходом в подвал. В настоящее время кладовая (как и ранее при монастыре) используется под склад. Состояние в целом удовлетворительное. * * * Ансамбль Воскресенского Федоровского монастыря как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на гос.учет в начале 1950-х гг., а в 1965 г. принят на гос.охрану местного значения. После закрытия монастыря в середине 1920-х гг. жилые постройки комплекса использовались под жилье, а с 1953 г. после организации здесь Шуйского техникума механизации сельского хозяйства весь ансамбль был передан последнему под учебные классы, мастерские, клуб и общежития, которые здесь располагаются и настоящее время. По материалам Гнедовского С., 1970 г. Фото Барановского , 1970 г. АНСАМБЛЬ ВОСКРЕСЕНСКОГО ФЕДОРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ (Справка о техническом состоянии памятника) В состав единого монастырского памятникового ансамбля входят следующие строения: Успенский собор, Михаило-Архангельская церковь, колокольня, здание трапезной, хозяйственная кладовая и монастырская ограда с угловыми башнями. * * * Успенский собор (1897-1905 гг.) после закрытия монастыря использовался как склад, но из-за пришедшей в негодность кровли и активного проникновения внутрь осадков склад в 1973 г. был закрыт и с тех пор здание пустует, медленно разрушаясь. Конструктивное же состояние строения в целом можно оценить на сегодняшний день как удовлетворительное. * * * Михаило-Архангельская церковь (1732 г.) сразу же после закрытия монастыря здание было приспособлено под учебные мастерские, а с конца 1950-х гг. до недавнего времени здесь размещается спортивный зал техникума. Состояние церкви в целом удовлетворительное. * * * Колокольня (1902-1903 гг.) после закрытия монастыря пустовала. В 1953 г. была приспособлена под водонапорную башню, существовавшую здесь до 1969 г. В настоящее время колокольня вновь пустует, но установленный в ней водонапорный металлический бак находится там и поныне, что создает дополнительную нагрузку на фундаменты. Общее же техническое состояние колокольни визуально можно оценить как удовлетворительное. * * * Угловые башни (1902 г.) после закрытия монастыря и до сего времени никак не используются. Их деревянные завершения находятся в аварийном состоянии. Что касается собственно самой ограды, то и ее состояние крайне неудовлетворительное. Она в шести местах полностью разрушена (общей протяженность примерно 56 м). * * * Трапезная (1904-1905 гг.) с момента закрытия монастыря используется как клуб. Состояние хорошее, поддерживающий ремонт проводится регулярно. * * * Хозяйственная постройка построена в начале XIX в., до возведения собственно монастырского ансамбля. В настоящее время кладовая (как и ранее при монастыре) используется под склад. Состояние в целом удовлетворительное. АНСАМБЛЬ НИКОЛО-ШАРТОМСКОГО (МУЖСКОГО) МОНАСТЫРЯ С.ВВЕДЕНЬЕ Николо-Шартомский (мужской) монастырь, расположенный в с.Введенье в 15 км к северу от г.Шуи, является уникальным памятником культовой архитектуры XVIII в. на территории Ивановской области. Точное время образования обители неизвестно, но впервые в исторических документах она упоминается в 1425 г. (подпись ее архимандрита под грамотой суздальского Спас-Ефимьевского монастыря). Некогда Николо-Шартомский монастырь был широко известен в округе, входившей в состав бывшей Владимирской губернии, и в его ведении находилось до десяти небольших монастырей и пустыней (в городах Шуе и Кохме, в селах Введенье, Пищугово, Борки, Дунилово и других местностях), а также несколько соляных варниц близ г.Нерехты Костромской губернии. В XVI столетии монастырь получал грамоты о привилегиях от великого князя Московского Василия Ивановича и от царей Ивана Васильевича Грозного и Федора Ивановича. В XVIII в. обители покровительствовали многие дворяне Шуйского уезда и купцы из Ярославля, Ростова Великого, Кинешмы и Шуи. В конце XIX в. монастырю оказывали материальную помощь многие шуйские и иваново-вознесенские фабриканты, однако не смотря на финансовую поддержку, обитель после постройки железной дороги Шуя - Иваново-Вознесенск, оттянувшей большой поток путников, проезжавших ранее близ монастыря, постепенно «хирела» и в предреволюционные годы уже относилась к третьему классу. * * * Первоначально все строения монастыря были деревянными, которые в 1649 г. «изволением божиим» все сгорели дотла от удара молнии. После этого все основные вновь возводимые постройки строились уже из кирпича. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX в. Территория комплекса в плане представляет собой почти правильный прямоугольник со сторонами 129х147 м, вытянутый вдоль р.Тезы и с трех сторон ограниченный каменной стеной. Главный вход на территорию монастыря осуществляется через святые ворота под Преображенской церковью, расположенной на западной стороне ограды. Почти по оси главного входа, на расстоянии 32 м от ворот стоит Никольский собор, основное сооружения ансамбля. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и храмом Григория Акрагантийского. Слева от собора, в 6 м от него располагается высокая четырехярусная колокольня. Монастырь окружен кирпичной стеной с тремя восьмигранными башенками. В композиции ансамбля присутствует элемент регулярности: огромный объем собора выделен размером, центральным местоположением, симметрично поставленной перед ним на оси надвратной церковью. Однако, в целом, весь ансамбль строился по принципу живописного равновесия, характерного для асимметричных комплексов Древней Руси. * * * НИКОЛЬСКИЙ собор сооружен в 1650 г. «усердием архимандрита Иосаафа и келаря Варлаама»и через год был освящен. Он представляет собой кирпичный, пятиглавый, двустолпный, трех апсидный холодный храм, перекрытый системой крестовых и коробковых сводов. Планировочная структура - симметричная, осевая, пяти-частная. Из пяти световых барабанов только три находятся над основной частью. Апсиды продолжены до восточной пары внутренних столбов, Восточная стена не доходит до пола и опирается на своды, перекрывающие апсиды. Трехапсидный алтарь вдвое ниже четверика храма. Декор фасадов скромный. Местоположение и форма архитектурных деталей связаны с формой конструктивных элементов. Окна второго света полуциркульные, без наличников. Окна первого света - с наличниками в виде сплошных полуваликов, завершенных килем. Три перспективных портала состоят из чередующихся четвертей и полуовалов. Северный портал украшен резными из белого камня «дыньками» и напоминает порталы Владимиро-Суздальского зодчество XII-XIII вв. Цоколь декорирован поребриком. Стены внутри оштукатурены, снаружи покрыты побелкой по кирпичу. Фундаменты сложены из валунов, гранита и частично из белого камня. На стенах сохранились остатки темперной живописи, относящейся к началу XIX в. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ (надвратная) церковь была заложена 1696 г., однако полностью построена и освещена лишь в 1813 г. Постройка кирпичная, типа «четверик на четверике», перекрыта сводом и увенчана восьмигранным световым барабаном с одной главой. Фундаменты из валунов. Нижний четверик с тремя невысокими арочными проездами имеет характер триумфальной арки. Над нижним кубическим объемом высится четверик храма, окруженного крытым гульбищем. Основной объем перекрыт сводом. Алтарь трех-апсидный, северная апсида использована под вход из внутреннего двора в храм. Стремясь придать сравнительно небольшому зданию величественность, зодчий избегает дробных членений фасада, оформляя его порталом дорического ордера, двумя рядами люкарн (которые освещают гульбище) и лопатками по углам. КАЗАНСКАЯ церковь с трапезной построена и освещена в 1678 г. Позднее трапезная была разделена на три части и в самой южной из них устроена вторая церковь - Григория Акрагантийского (в связи с чем над трапезной была установлена вторая главка). В настоящее время композиция Казанской церкви выглядит следующим образом: четверик храма, трапезная и придел. Четверик перекрыт коробковым сводом с торцовыми лопатками и увенчен главой. Трехапсидный алтарь и трапезная по высоте вдвое ниже четверика храма. Своды трапезной крестовые, опираются на центральный столб. Вход в трапезную идет через крыльцо и перестроенное гульбище, находящееся с севера. Церковь на подклети. Под трапезной перекрытие аналогичное. В остальных - коробковые своды. Декор фасадов скромный. Пилястры-лопатки связаны с формой конструктивных элементов и разделяют функционально разные помещения. Четверик завершен поясом закомар. Все сооружение завершается карнизом из трех рядов кирпичей с напуском. Цоколь украшен поребриком. Окна храма, апсида и подклети полуциркульные без наличников, трапезная и придел - с фигурными наличниками. Западная стена усилена контрфорсами. КОЛОКОЛЬНЯ построена в XVIII в. Она относится к типу «восьмерик на четверике», четырехярусная. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом, остальные - деревянные. Облик колокольни формировался в два этапа. Первый ярус явно тяготеет к XVII в. - украшен пилястрами-лопатками, двухцентровыми окнами с треугольными наличниками. Второй ярус - полуциркульными окнами и ширинками. Третий и четвертый ярусы декорированы колоннами и пилястрами дорического ордера. Завершена колокольня кирпичным сводом, крытым железом, с четырьмя резалитами, проемы у которых в виде люкарн. На своде поставлен барабан с луковичной главой. Цоколь колокольни оформлен поребриком. УГЛОВЫЕ БАШНИ ОГРАДЫ. Построены в конце XVIII - начале XIX в. Они кирпичные, расположены на северо-западном и северо-восточных углах ограды и имеют сугубо декоративное назначение. В плане они делятся на квадратную и округлую. Квадратная башня двухярусная: первый ярус - четверик с небольшими треугольными фронтонами, второй - восьмерик, меньших размеров, над которым поднимается восьмигранная шатровая крыша со шпилем. С четырех сторон башня оформлена треугольными фронтонами, выделенными трехполочным карнизом. На западной и северной гранях устроены по две спаренных пилястры, объединенных однопоясковым архивольтом. Над пилястрами располагаются две ромбовидные ниши. Круглая башня представляет собой бочкообразный цилиндр под конусовидной крышей со шпилем. До 1/3 высоты она обработана горизонтальным плоским рустом. Несколько ниже свеса кровли башню опоясывает трехполочный карниз. Кроме того, стены оформлены спаренными пилястрами и овальными нишами. * * * В середине 1920-х гг. обитель была закрыта, кельи превращены под жилые помещения жителей с.Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз «Шуйский») разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х гг. В 1991 г. , находящийся в бесхозном состоянии и интенсивно разрушавшийся, ансамбль был передан вновь воссозданному мужскому монастырю Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря стоит на государственной охране федерального (общероссийского) значения с 1960 г. Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х гг., их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря и до настоящего времени - монастырская братия. Материалы сайту http://www.ivanovo.ru/ предоставлены научно-производственным центром по охране памятников истории и культуры: 153007, г. Иваново, пер. Пограничный, 18. E-mail: utwo@town.ivanovo.ru/. Телефон: (4932) 32-46-40.





Павел Коньков
Воскресенский
Станислав Сергеевич
Виктор Смирнов
Смирнов
Виктор Владимирович
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-41611 от 06 августа 2010 г. Международный стандартный серийный номер ISSN 2312-6981. © Перепечатка материалов или воспроизведение части информации из my-ivanovo.ru в других изданиях (интернет-сайтах) приветствуется, но с обязательной ссылкой (в интернет-изданиях - с гиперссылкой) на my-ivanovo.ru, либо с письменного разрешения редакции. Реклама:
16+

Наши партнеры в г. Иваново и Ивановской области

Ивановская  ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Ивановская  область. ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Иваново. ИВАНОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА Иваново. ИВАНОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ Ивановская  область. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ивановская  область. Ивановское региональное отделение ВПП
Все партнеры в г. Иваново и Ивановской области

Официальный сайт
Центрального новостного портала
Ивановского региона
Моё Иваново
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. ИВАНОВО. НОВОСТИ

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
Rambler's Top100